← ПОВЕРНУТИСЯ ДО ВСІХ СТАТЕЙ

Робити хороші справи – це набагато сильніше, ніж зброя!

Експерти
26 серпня в рамках проекту «В ефірі хороші експерти» виконавча директорка МБФ «Хороші люди» Іванка Бедь провела онлайн-зустріч з досвідченим біблійним душеопікуном Валентином Шамарою.

На початку розмови Іванка попросила пана Валентина поділитись своїм життєвим досвідом та розповісти про свій шлях до праці в сфері біблійного душеопікунства.

«История началась с того, что в 40 лет я обратил внимание на то, что чем бы я не занимался, в конечном итоге меня это не удовлетворяло. Я занимался музыкой, был преподавателем фортепиано, хорового дирижирования, вокала. Играл в ресторане, на танцах. Я занимался этим больше 20-ти лет и все было нормально, но внутри все было как-то одинаково. К 30-ти годам я понял, что мне нравится делать людям добрые дела. Делать хорошие дела — это намного сильнее оружия в борьбе с кем-то. 

Когда я поступил в Киевскую богословскую семинарию, я хотел не стать пастырем, а узнать больше богословия. И когда Девид Кинг начал преподавать нам душепопечение, я понял, что это — богословие плюс практика и только тогда я удовлетворился».

Наступне питання, яке поставила Іванка, стосувалось самого поняття душеопікунства в його «протестантському» значенні, адже в багатьох конфесіях і деномінаціях існує практика душеопікунства, але визначення цього поняття може бути різним.

«Сегодня в служении Церквей мы можем видеть два направления: лидерство и душепопечение. В Священном писании Бог знал, что нужно дать человеку для того, чтоб он Его познал и понимал, что из себя представляет Бог. Из этого начинается душепопечение — Бог всегда душеопекал человека. Создав людей, Бог сам говорит что делать, как делать и почему. Об этом читаем в книге Бытия 1:28. Библия говорит об этом, поэтому мы говорим „библейское душепопечение“. В начале Бог душеопекает сам, позже — через библейских героев, через пророков, через царей, судей, через Своего Сына, который стал человеком. Вершина христианства — это как Бог спустился к человеку. Он к каждому подходит и опекает»



Тобто душеопікунство — це робота з серцем людини, так можна сказати?


Відповідаючи, Валентин процитував книгу Притч (4:23): «Більш ніж щось інше пильнуй своє серце, бо з нього б’ють життя джерела». Він також підкреслив, що цей вірш — один з найважливіших і універсальних. 

«Бог сделал все для того, чтоб человек мог жить и трудиться. Ресурсы для нас Он оставил всевозможные. Какие ресурсы? Во-первых, сам Бог, во-вторых, Бог Сын — Иисус Христос, в-третьих — Святой Дух. Дальше есть Писание, Церковь, молитва, благодать, духовные дары и наше небезразличие! Никто не может спокойно смотреть, как человек гибнет во грехах.

Душепопечители не решают проблемы — проблемы будут всегда. Душепопечитель строит линию помощи, он изучает Писание, он проверяет себя, в конце концов... Можно ответить на вопрос о том, кто может быть душепопечителем: им может быть человек, который признает авторитет Бога, признает Писание, признает духовную жизнь и практикует это».

Пан Валентин також попросив Іванку поділитись своїм баченням душеопікунства: 
Душепопечители задают один простой вопрос: как можно стать душепопечителем? 
Варто зауважити, що Іванка не розгубилась від такого неочікуваного питання і пояснила, що, на її думку, шлях до душеопікунства починається з навчання. Проте пан Валентин заперечив цю думку, наголосивши, що для того, щоб бути душеопікуном найважливіше — опікати, а щоб навчитись правильно це робити, треба опікати більше. Але для того, щоб бути справжнім душеопікуном, треба опікати постійно. 



Як чинити в ситуації, коли трапляється духовна проблема, яку людина ще не досвідчувала і не знає, як повестись, не знаходячи відповіді навіть у Святому Письмі?


«Бог имеет рычаги, и Он ими пользуется. Эти рычаги — совесть, даже у неверующих. Могу тебя удостоверить, что практически всегда человек знает, что делает не то. Бог управляет миром, мы можем это либо увидеть, либо не желать увидеть».

Повертаючись до одного з попередніх запитань про роботу душеопікуна з серцем людини. Ця праця з серцем — це допомогти людині стати ближче до Бога, чи почати менше грішити, чи все вкупі?


«Когда люди чувствуют желание стать душепопечителями, это не их заслуга, это желание дает Бог. Я не думаю, что кто-нибудь хочет, чтоб телефон звонил 24 часа в сутки, постоянно задавали вопросы... Нужно прикасаться к живому сердцу человека. Мы ведь когда молимся, помогаем кому-то, мы же прикасаемся к живому сердцу, мы понимаем, что Бог нам доверяет это делать. Душепопечительство это ведь не проблема. Это прийти к больному человеку и за руку его подержать».

Тобто коли наші волонтери їздять до інтернатів, до сімей у складних життєвих обставинах, моляться за них, торкаються їхніх життів — в цей момент, коли крім якоїсь фізичної взаємодії заторкається духовне — це вже душеопікунство?


«Да. Бог дает им желание, возможности. И если они не понимают этого, то они вредят себе, тратят время впустую. Когда волонтеры молятся: „Боже, помоги, открой, покажи“, то он покажет. Бог подведет человека. Ты готов дальше идти? Бог покажет тебе ситуацию, в которой ты поймешь, что ты ничего не знаешь и не умеешь. Желание стать душеопекуном не сразу приходит. Самое главное — это то, что душепопечители помогают всегда для пользы душеопекаемого. Перед нами стоит задача: если человек оступился или не понимает чего-то, то мы сделаем все, чтоб его вернуть под Божью благодать».


Ще одною темою, що була піднята, стала система, за якою розвивається душеопікунство в Церкві: хто потребує душеопікуна та чи це є обов’язковою умовою для здорового Церковного розвитку.

«Душепопечение начинается и никогда не заканчивается, а спектр душепопечения — абсолютно все, что нас окружает: духовная жизнь, жизнь в Церкви, отношения между людьми, семья, работа и так далее. Естественно, в Церкви есть свой порядок. Господь создал Церковь и четко очертил, кто и чем занимается. Подотчетность — это необходимое условие и занятия душепопечительством, и получения душепопечительской помощи. Когда человек неподотчетный, я ему просто не помогу. Я — диакон Церкви, мне поручено опекать дома семейного типа, это непросто, но мы идем потихоньку к пониманию такого служения. У меня есть контакт с пасторами, с братским советом. Я в Церкви никогда не буду ничего делать сам, потому что это не Библейский подход. Церковь — это организм, это живые души и это ресурс».

Тобто можна порівняти роботу душеопікуна з з роботою психолога, тільки душеопікун керується не загальнонауковими принципами, а Біблійними, так?


«Я не сторонник соединения этих понятий вообще никак. Дело в том, что душепопечительство в Церкви — это элементарно, когда пастырь выходит на кафедру и говорит слово — это наставление для всех, это и есть душеопекунство. Когда у кого-то что-то заболело и он пришел к пастырю или к уполномоченым людям — это тоже душепопечительство. Не надо забывать, что в Библии есть старейшины — старшие сестры и братья, к которым приходят за советом. Бывает и по-другому: иногда приходит человек не для того, чтоб получить совет, а для того, чтоб убедиться в том, что он прав, и убедить тебя в этом». 

Про відродження людини згори:


«Возрожден человек свыше или нет — главная тема. Можем сказать по-простому: мы приходим к Богу, у нас в душе произошла революция какая-то, потому что сам человек никогда не придет к Богу, у нас нет таких сил. Когда мы принимаем крещение, мы приближаемся к Богу, и мы помним какое у нас было духовное состояние, состояние восторга. Это нельзя передать и сыграть. В этот момент Бог называет нас своими, мы уже Его, мы праведные и святые, но мы научаемся быть праведными. Есть соблазны, есть падения, значит что-то помешало, но это что-то — мелкое и нестоящее».



Міфи, пов’язані з душеопікунством.


«Мы живем, как хотим, ведем какой хотим способ жизни, а когда у нас что-то заболит, мы бежим в аптеку, покупаем таблетку и хотим, чтобы нам стало лучше. В духовной жизни тоже так бывает. Но это большой обман. Практика нашей духовной христианской жизни показывает, что к богу мы идем как на подъем, преодолевая себя, ломая себя, раня друг-друга, нам это нелегко дается, нот так надо — мы приобретаем опыт. Мы видим, что обстоятельства ничего не означают, а означают намерения нашего сердца — кого оно любит, кого боится, кому служит и кому поклоняется. 



Кто нуждается в душепопечении больше всего? Это душепопечители. Я занимаюсь этим в силу возможностей, мой опыт не такой уж титанический, но самое главное — это мотивы. Почему я этим занимаюсь? Я бы нашел тысячу причин этого не делать, но Бог ставит передо мной человека и я делаю, и сам удивляюсь. Это Божья работа. Часто занимаются душепопечением для того, чтоб получить ранг, власть в Церкви, чтобы прославиться, заработать деньги. 
Хочешь жить с Богом? Помогай Богу. Бог позволяет нам помогать Ему!»

На цьому розмову з душеопікуном Валентином Шамарою було завершено, але вона була далеко не останньою, адже тем для бесід з таким досвідченим діячем є дуже багато. Вже планується зустріч, під час якої душеопікун розповість про тих людей, яким не можна допомогти та надасть список літератури, яку рекомендує вивчати всім, хто має бажання стати душеопікуном.